Соломон

News image

Соломо н (др.-евр. שְׁלֹמֹה, Шломо ; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Се...

Раби Хаим-Шауль Акоэн Двик

News image

Раби Хаим-Шауль Акоэн Двик (5613—5692 /1853—1933/ гг.) — выдающийся кабалист. Родился в ...

Еврейская духовная элита в Испании

News image

Главным раввином Сарагосы стал ученик Рана. Звали его Риваш. Еще...



Магия в иудаизме

магия в иудаизме

Сохранились ли в нашей религиозной практике
элементы оккультных обрядов?

Kогда летом минувшего года мировые средства массовой информации, как об экзотической диковине, сообщили о каббалистическом проклятье, наложенном неким израильским раввином на премьер-министра Шарона, в результате которого он должен был умереть в течение 30 дней, то при всём понимании политической ангажированности этого театрального действа (древние заклинания, произнесенные ночью на кладбище) возник вопрос о том, сохранились ли в иудаизме элементы магии и присутствуют ли в нашей религиозной практике элементы волшебства, ворожбы, оккультных обрядов?

Пророк или чародей

Казалось бы, библейские источники здесь недвусмысленны: всякая магия сурово осуждается как противоречащая вере во всемогущество единого Бога, воля которого неподвластна человеку. Управление сверхъестественными силами, подчинение и использование их в своих интересах, что, собственно, и является содержанием магии, несовместимы с принципом еврейского монотеизма. Колдовство приравнивается к неповиновению воле Божьей, и потому Библия повелевает предать смерти ворожею, вызывающую мертвых, или колдуна, приравнивая их грех к кровосмешению или скотоложеству. В книге Исхода происходит противопоставление Моисея и Аарона мудрецам и чародеям Египта, иллюстрируется различие между, казалось бы, тождественными актами тех и других. Помните, как Аарон по велению Божьему бросил жезл свой перед фараоном и жезл тот сделался змеей? То же самое сделали волхвы египетские, но змея, в которую превратился посох Аарона, пожирает змей, созданных египетскими магами. И тем самым демонстрируется превосходство Божьего чуда над чародейством. Да и пророки неоднократно выступают по этому поводу: Исайя говорит о тщете и бесплодности волшебства, Иеремия предостерегает от следования примеру народов, боящихся знамений небесных.

Все это так, но уже само настойчивое присутствие этой темы в Библии говорит о ее актуальности, о непреодоленности магической практики, которую не удается искоренить ни царям, ни пророкам. В основе такой практики лежит представление о мире как о сфере действия неких таинственных сил, которые могут быть как враждебны, так и благосклонны к человеку. И в первобытных культурах вообще трудно провести различие между магией и религией. Естественно, что религия Израиля развивалась в культурной среде, проникнутой магическими представлениями и, несмотря на религиозные запреты и суровое осуждение духовными вождями нации, эти магические действия имели довольно широкое распространение на протяжении всей истории еврейства.

«Популизм» духовных авторитетов

Всевозможные суеверия, магические формулы, заклинания играли немаловажную роль в жизни простого еврея. Была распространена вера в то, что можно творить чудеса неизреченным именем Бога. К числу таких чудотворцев уже в XVIII веке принадлежал и основатель хасидизма Бешт – Баал шем тов – владетель имени Бога, который практиковал как народный врач, излечивающий с помощью амулетов и других магических средств. Несмотря на категорическое запрещение Мишны лечить раны заговорами, это делалось – с некоторыми оговорками. При болезнях глаз считалось возможным исцеление с помощь заговора или плевка. Широко распространено было также лечение с помощью амулетов, которые также предохраняли от всякого зла. В древности источником тайных целебных средств считалась книга Соломона. В cредние века распространялась «Книга тайн» ангела Разиеля, содержащая наряду с антропоморфными представлениями о Боге, ряд формул колдовства и надписей для амулетов.

Элементы магических представлений сохранились и в канонических религиозных ритуалах иудаизма. К таким элементам можно отнести ритуал каппарот, выполняемый в вечер, предшествующий началу Йом-Кипур. Этот обряд состоит в том, что мужчина или женщина вращает над головой петуха или курицу, приговаривая при этом: «Это моя замена, это мое возмещение, это мое искупление. Это петух обречен на смерть, а я – на добрую, долгую жизнь и покой». Таким образом, считается, что смерть или бедствия, сужденные человеку за грехи, символически переносятся на домашнюю птицу. Некоторые духовные учителя иудаизма выступали против каппарот, усматривая в нем языческое суеверие. С другой стороны, видные каббалисты наделяли этот ритуал мистическим смыслом, в результате чего он стал настолько популярным в широких массах, что многие раввины примирились с ним и даже признали его обязательным.

Вообще, надо сказать, что в разные времена духовные лидеры нации шли на компромисс с народными настроениями и верованиями, не проявляя достаточной жесткости в борьбе с суевериями и даже подчас признавая их, включая в ритуал. Такой «популизм» проявляли даже вавилонские гаоны, являвшиеся высшими религиозными авторитетами в еврейском мире в конце первого тысячелетия.

Пожалуй, только Маймонид проявлял здесь принципиальность и бескомпромиссность. Когда на рубеже первого и второго тысячелетия начала распространяться практическая каббала, использовавшая всевозможные магические методы, он резко и недвусмысленно выступил против этого течения, обвиняя его адептов в распространении идолопоклоннических идей. Не следует думать, говорил Маймонид в трактате «Об идолопоклонстве», что в чародействе заключается какой-либо смысл и что оно запрещено только евреям: «Все это выдумали идолопоклоннические обманщики народа для того, чтобы держать его в темноте. Евреям как людям умным неприлично относиться серьезно к такой глупости. Если бы в этих вещах был какой-нибудь смысл, Тора не запретила бы их».

Как вам нравится это рассуждение об обманщиках, которые стремятся держать народ в темноте? Лексика советской антирелигиозной пропаганды. Если же говорить серьезно, то рационализм Маймонида (а ведь в идеологии советизма воплотился рационализм, доведенный до крайности, до абсурда), противостоящего иррациональным мистическим течениям иудейской религиозной мысли должен был подвигнуть этого великого философа именно на такое восприятие магии. И характерно, что его современник и идейный противник, другой великий религиозный авторитет – Нахманид – верил в действие колдовства. «Это вещи, которые мы видим собственными глазами и отрицать которые мы не в состоянии», – писал он.

Попытка поставить себя на место Бога

Свое развитие и углубление магическая практика нашла в так называемой практической каббале, о чем упоминалось выше. И тут важно отдавать себе отчет в различии философского еврейского мистицизма, изучающего природу духовного мира, его отношения с миром физическим и то место, которое в обоих мирах занимает человек, от мистики практической, которая стремится овладеть энергией, вырванной у духовного мира с тем, чтобы производить чудеса в материальном мире. Если философская или, как еще называют, теоретическая, умозрительная каббала представляет собой учение о Божестве и происхождении мира из этого Божества, о взаимодействии человека и Бога, то практическая каббала представляет собой род магии, целью которой является воздействие на высшие миры с помощью сосредоточенного созерцания тайного смысла имени Бога, особых молитв, буквенных формул и амулетов.

«Сфера деятельности практической каббалы, – пишет исследователь еврейской мистики Гершом Шолем,– это прежде всего «белая магия», или магия с чистыми намерениями, особенно если практика совершается с использованием священных эзотерических имен Бога или ангелов, манипуляции с которыми могут повлиять на физический мир не в меньшей степени, нежели на духовный. Такие магические операции не считались в каббале невозможными и не подвергались полному и категорическому запрещению… В любом случае их позволено совершать лишь наиболее искусным в этой области людям, да и то не ради собственной выгоды, но лишь в момент опасности или ради нужд общины. Если же кто-либо всё же пытался совершать такие действия самовольно, он подвергал свое тело и душу серьезному риску».

Но, пишет далее Шолем, формальные критерии, выработанные каббалистами для определения границ допустимого применения магии, часто нарушались и вообще были весьма зыбкими, что привело в практической каббале к достаточно благосклонному отношению

«черной» магии – то есть магии, целью которой было причинение вреда другому человеку или использование «нечестивых имен» различных темных демонических сил.

Черная магия охватывала широкую область демонологии и разнообразных видов колдовства, направленных на разрушение естественного миропорядка. Деятельность такого рода рассматривалась как восстание человека против Бога и дерзкую попытку поставить себя на его место.

Тем не менее противодействие сторонников умозрительной каббалы не могло воспрепятствовать появлению массы практических предписаний в каббалистической литературе. В ней можно обнаружить описания всевозможных амулетов, заклинаний для призывания демонов и всевозможных формул, используемых для разных целей – сокращения времени в пути, отыскания сокрытых сокровищ, неуязвимости перед лицом врагов. В сборниках такого рода нередко используются и нееврейские элементы, взятые из арабской демонологии, германского и славянского колдовства.

Всё это способствовало распространению в средние века представления о еврее, как о могущественном колдуне. Естественно, различие между дозволенными и недозволенными приемами магической практики в каббале никого не интересовали. Отголоски подобных представлений проскальзывают и в позднейшей художественной литературе. Помните, в «Еврее Зюссе» Фейхтвангера образ рабби Габриэля – таинственного каббалиста и предсказателя будущего? Между тем среди великих учителей практической каббалы были такие значительные фигуры еврейской духовной жизни как Иегуда Хасид, Иосиф Гикатила, Бешт.

Ничто не подменит молитву

Существует ли практическая каббала в наше время? Судя по отдельным отголоскам в разной литературе, существует. Но, скорее всего, в виде эзотерического течения духовной жизни еврейства. Иногда узнаешь, что раввинов, использующих практическую каббалу, почти не осталось. И вместе с тем вам советуют, если вы посетите такого рава, попросить у него благословения. Ведь благословение, которое дано с надлежащими мыслями о Божественных именах – огромная сила. Просить ли у него амулет – магический текст, написанный на бумаге, пергаменте или на металле, который предохранит вас от болезни или дурного глаза? Отношение великих раввинов к амулетам всегда было неоднозначным. Главная помощь проистекает из молитвы Всевышнему, считали они. И вообще, каббала, в том числе и практическая, обращается непосредственно к Богу, а не ангелам или к каким-либо другим силам. Этим-то она отличается от колдовства.

 




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ОМЕР

Сноп колосьев. И этим же словом обозначают меру зерна, которое следует пожертвовать в Храм на второй день Песах, как сказано: ....

ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ (Гадлакат hа-нейрот)

Зажигание свечей в канун субботы и праздников - не право, а обязанность, которая распространяется и на мужчин и на женщин. У ...

ОТШЕЛЬНИК, или АСКЕТ (Назир)

Если мужчина или женщина дает обет, обрекая себя Господу воздержанием, то должен воздерживаться от вина и шехара, уксуса вина и у...