Еврейский календарь
Вот праздники Господни, священные собрания,
которые вы должны созывать
в установленное время.
Левит, 23:4
Иудейское летосчисление ведется по лунно-солнечному календарю с 19-летним циклом. 12 лет состоят из 12 месяцев, 7 лет (называемых високосными) — из 13 месяцев. Этот календарь используется в государстве Израиль для определения даты Пасхи (Песаха) и связанных с ней подвижных религиозных праздников.
Лунно-солнечный календарь связан с циклами движения светил и имеет древнее происхождение. В его основе лежат тропический год (365,24220 суток) и синодический месяц (29,53059 суток) — начало каждого месяца приходится на новолуние. Таким образом, календарь объединяет в систему лунные и солнечные циклы. Год состоит из 12 лунных месяцев по 29 и 30 дней в каждом, а для учета движения Солнца периодически вводятся високосные годы, содержащие дополнительный, 13-й месяц.
Наименования месяцев года имеют ассиро-вавилонское происхождение и расположены в следующем порядке:
1) тишрей (сентябрь-октябрь);
2) хешван (октябрь-ноябрь);
3) кислев (ноябрь-декабрь);
4) тевет (декабрь-январь);
5) шват (январь-февраль),
6) адар (февраль-март)*;
7) нисан (март-апрель);
8) ияр (апрель-май);
9) сиван (май-июнь);
10) таммуз (июнь-июль);
11) ав (июль-август);
12) элул (август-сентябрь).
Семидневная неделя, основанная на фазах Луны, служила единицей исчисления времени у многих народов древности. Вавилоняне посвящали последний день недели богу Луны Ситу и в «день Сита» приостанавливали важнейшие государственные дела.
В христианстве праздничным днем считается воскресенье, напоминающее о воскресении Христа. Согласно средневековым представлениям, субботний «шабаш ведьм» выглядел как инверсия воскресенья: пока Бог отдыхал, Сатана мог насладиться властью. В исламе священный день отдохновения — пятница.
В иудаизме еженедельным праздничным днем является Шаббат (суббота) — день отдыха, освященный строками: «И благословил Господь седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и почитал» (Бытие, 2:3). Шаббат — символ сотворения мира и признания величия Яхве. В этот день иудеи молятся и читают Тору.
В субботу запрещены работа, учеба, покупки, передвижение с помощью транспортных средств, зажигание огня и другие нарушения покоя. Шаббат фактически начинается вечером в пятницу, в соответствии с библейским способом отсчета времени: новый день начинается с заходом солнца, а не в полночь («И был вечер, и было утро: день один»; Бытие, 1:5). По той же причине все еврейские праздники начинаются с вечера — после появления первых трех звезд. Наступление Шаббата отмечается в пятницу вечером: зажигаются свечи, произносится особое благословение, и семья собирается за праздничным столом.
Наиболее важные праздники после Субботы — Йом-Киппур (Судный День), сопровождающийся строгим постом и особыми покаянными молитвами и обрядами, и Рош-га-Шана (Новый год), отмечаемые соответственно в 10-й и 1-й дни месяца тишрей.
Самыми главными событиями в году считаются «три праздника паломничества» — Песах (Пасха, в переводе с иврита — Исход), Шавуот (Пятидесятница) и Сук-кот (Кущи). До разрушения Иерусалимского Храма каждый иудей должен был совершать во время этих праздников паломничество в Иерусалим для принесения жертвы. Празднование еврейской Пасхи начинается в 14-й день месяца нисан и длится 7 дней. Этот праздник посвящен памяти исхода евреев из Египта и восходит к более древнему языческому празднику в честь наступления весны и начала созревания «первого снопа». Главное .обрядовое установление Пасхи — семидневное употребление в пищу мацы, хлебцев из пресного теста, напоминающих о египетском рабстве. В этот период категорически запрещается не только есть, но даже держать в доме любые продукты, содержащие дрожжи. В первый и второй вечера Пасхи устраивается особая трапеза — север, во время которой каждый взрослый еврей должен выпить четыре бокала вина.
Через 50 дней после Пасхи, в 6-й день месяца си-ван, празднуется Шавуот, посвященный жатве «первого снопа», а также обретению Моисеем Торы на горе Синай.
С 15-го по 22-й день месяца тишрей отмечается третий паломнический праздник — Суккот, в память о 40-летнем скитании иудеев в пустыне, а также в честь сбора осеннего урожая. В период Суккота верующие живут и принимают пищу в специально построенных к празднику шалашах с открытой крышей (кущах).
Самые веселые и шумные национальные праздники — Ханука и Пурим. Ханука — праздник Освящения, установленный в память о событиях более чем 2000-летней давности (освобождение Маккавеями Иерусалима от селевкидов в 164 г. до н. э.) и посвященный обновлению Храма, оскверненного селевкидами. Ханука отмечается с 25-го дня месяца кислев в течение 8 дней (дни зимнего солнцеворота).
Пурим, праздник Жребия, отмечается в 14-й и 15-й дни месяца адара и посвящается легендарным событиям, описанным в Книге Эсфирь (Эстер). Как гласит священный текст, во время правления персидского царя Артаксеркса I (465-424 гг. до н. э.), под властью которого тогда находились иудеи, первый царский министр Аман захотел истребить еврейский народ. Но благодаря хитроумию любимой царской жены, еврейки Эсфири, и мудрости ее воспитателя Мардохея жестокий министр не смог осуществить свои планы. Евреи были спасены, а злодей Аман казнен. В эти дни евреи дарят друг другу подарки, устраиваются игры, танцы, народные гуляния и детские утренники.
Иудейские религиозные праздники символизируют различные аспекты связи евреев с Богом и условно могут быть разделены на два вида. Первые связаны с драматической историей еврейского народа и напоминают о чудесах, сотворенных Господом, чтобы помочь евреям (три «паломнических» праздника, а также Ханука и Пурим). В эти дни Яхве славится как творец истории, который вмешивается в дела людей и изменяет их жизнь по Своему плану. Песах, Шавуот и Суккот восходят к древнейшим земледельческим праздникам аграрного цикла (в Израиле Песах приходится на время сбора урожая ячменя; Шавуот — пшеницы; Суккот совпадает по времени с началом сезона дождей).
Другие священные дни, например Шаббат и Новый Год Деревьев, напоминают о Господе как Создателе — творце мира.
Йом Кипур (День Искупления) и Симхат Тора (Радость Торы) не связаны ни с историей, ни с природой. Главная тема Йом Кипур и предшествующего ему месяца элул — возобновление связи человека с Богом и с другими людьми. Симхат Тора — это праздник окончания цикла недельных чтений Торы в синагоге и начало нового цикла.
Во время главных священных дней верующие евреи прекращают повседневную деятельность и проводят большую часть времени в молитве и праздновании со своими семьями.
Помимо праздников в иудаизме существуют и посты, посвященные скорбным событиям еврейской истории. Иудейский пост предусматривает воздержание от пищи и питья в течение всего дня до захода солнца. Наиболее важными постами являются Тиша бе-Ав (9-й день месяца ава) — в память о разрушении Первого и Второго Храмов; Цом Гедалья (3-й день месяца тишрей) — в память о Гедалии, последнем еврейском правителе Иудеи, убитом в 186 г. до н. э.; Асара бе-Тевет (10-й день месяца тевет) — в память о разрушении Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н. э.; Шива-асор бе-Тамщз — в память о разрушении Иерусалима римлянами в 70 г. н. э.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Ханука: праздник огней![]() Ханука — единственный Святой день, увековечивающий событие, не описанное в Танахе, единственный день, в который отмечается па... |
Праздники иудаизмаПраздники иудаизма напрямую зависят от лунного еврейского календаря. Рассмотрим основные праздники. Шабат – суббота. Это выходной ... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой Горе![]() Обнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?![]() Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религии![]() Вообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |