Молитвы и службы
Молитва должна быть...
страстной просьбой о милости,
мольбой к Богу.
Поучения Отцов
Евреи считают, что человек, обращаясь к Господу, может высказывать в молитве любые собственные мысли и чувства — во всякое время и в любом месте. Такого рода спонтанные призывы к Богу не раз встречаются на страницах Танаха и Талмуда. В то же время в иудаизме (как и в большинстве других религий) существуют обязательные молитвы, содержащие единообразный текст. В основе ежедневных установленных молитв лежит порядок службы евреев в Храме. Если ценность спонтанных молитв заключается в том, что они произносятся в минуты духовного подъема и эмоционально сближают человека с Богом, то установленные молитвы заставляют помнить о религиозном долге и напоминают о существовании Всевышнего.
Сиддур (множественное число — сиддурим) — еврейский молитвенник, содержащий текст установленных молитв, — печатается на иврите, который евреи называют лашон а-кодеш («священный язык») и считают наиболее подходящим для молитвы. Тем не менее сиддурим обычно снабжены постраничным переводом, чтобы человек, не знакомый с ивритом, мог молиться на родном языке.
Наряду с молитвами верующие евреи часто произносят благословения, например, до и после еды. Каждому виду пищи соответствует определенное благословение. Например, прежде чем съесть плод, иудей произносит: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод дерева», а перед тем, как есть хлеб: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, производящий хлеб из земли». Евреи благословляют Господа, когда видят молнию или падающую звезду, слышат гром, нюхают цветы и т. п. Узнав о чьей-нибудь смерти, еврей говорит: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, судья справедливый».
Богослужение в синагоге включает индивидуальную и общую молитвы, чтение Торы и песнопения, которые исполняет хор под руководством кантора. Во время Шаббата и других праздничных дней произносятся проповеди. В ортодоксальных синагогах места для женщин отделяются перегородкой или размещаются на верхней галерее. В реформированных молитвенных домах мужчины и женщины зачастую сидят вместе.
В иудаизме приняты три обязательных ежедневных богослужения: шахарит (утреннее), минха (дневное) и арвит (вечернее). Они совершаются как публично — в синагоге, так и индивидуально — дома. Согласно еврейской традиции, начало этим службам было положено первыми патриархами. Авраам начинал свой день с молитвы; Ицхак молился днем, прерывая ради молитвы свои повседневные занятия; Иаков благодарил Господа вечером за помощь в течение прожитого дня. В синагогах время этих молитв совпадает со временем жертвоприношений в древнем Храме. Древние евреи приносили одну ежедневную жертву в первые три часа дня (время шахарита), а вторую — между полуднем и заходом солнца (время минхи). Приношения оставались гореть на алтаре до восхода солнца. В этот промежуток времени можно произнести вечернюю молитву, однако обычно стараются это сделать до полуночи.
Дополнительная молитва (мусаф), установленная для праздников и дней новолуния, читается в память о храмовом жертвоприношении, причем в те же часы, когда в Храме приносились дополнительные жертвы по субботам и праздникам.
Центральное место в синагогальном богослужении занимает молитва Шмонэ-эсре (18 благословений). Важной частью богослужений также является кад-диш— поминальная молитва, которая читается по усопшим в течение годичного траура и в годовщины смерти сыном по умершим родителям.
Самая важная еврейская молитва Шма состоит из трех фрагментов: Второзаконие, 6:4-9 (провозглашение единства Бога) и 11:13-21 (признание связи с Ним) и Числа, 15:37-41 (обязательство выполнять Его заповеди). Шма в синагоге произносится во время утренних и вечерних богослужений. Дома эту молитву произносят перед сном.
Чтение Торы можно услышать в синагоге по крайней мере раз в три дня. Ее читают во время утренних служб в понедельник, четверг и субботу, а также по праздникам. Когда^стоял Храм, Тору читали для крестьян, приходивших в эти дни в город продавать свою продукцию. Все публичные чтения Торы и многие части богослужения требуют присутствия 10 мужчин, достигших религиозного совершеннолетия — 13 лет. Эта минимальная общинная единица называется миньян. Если установленные молитвы произносятся не в минь-яне, тогда некоторые их части опускаются.
В богослужении используются и некоторые фрагменты из книг Нэвиим и Кэтувим. Так, отрывки из книги Псалмов входят в текст повседневной молитвы. Некоторые из них читаются в определенных случаях. Например, 121 и 130 псалмы обычно предваряют молитву об исцелении больного, а 91 псалом произносят, отправляясь в путешествие. Отдельные части из Нэвиим (т. н. афтарот — «расставания») звучат в конце чтения Торы.
Книги Шир Аширим, Руфь, Экклезиаста, Эстер и Плач Иеремии («Пять свитков») читаются соответственно в праздники Песах, Шавуот, Суккот, Пурим и во время поста Тиша бе-Ав. Книга Ионы читается во второй половине дня в Йом Кипур — День Искупления, когда евреи молятся о прощении своих грехов (книга рассказывает о пророке по имени Иона, который был послан в ассирийский город Ниневию и убедил его жителей в необходимости раскаяться в грехах).
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Шавуот Нового Завета![]() Как мы знаем, Синайское откровение является дарованием Торы, и оно было на 50-й день после Песа... |
Обряды иудаизмаОбряды иудаизма занимают особое место во всем религиозном контексте. Именно обрядам и ритуальным действиям иудеи ... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой Горе![]() Обнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?![]() Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религии![]() Вообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |