КОДИФИКАЦИЯ ЕВРЕЙСКОГО ЗАКОНА

News image

Основа основ и столп мудрости — знать, что есть Изначальный Су...

Раби Акива (? - 135 г. н.э.)

News image

Образ раби Акивы давно превзошел по масштабу его историческую фигуру. Во...

Рав АБА бар НАХМАНИ (Раба)

News image

Рав Аба бар Нахмани (в Талмуде назван просто Раба, сокращение от...



Влияние антиеврейских взглядов на государственный закон

Благодаря научным исследованиям удалось прояснить антиеврейские взгляды ряда церковных деятелей первых веков христианства. Некоторые их аспекты были представлены выше, здесь же подведем итог: «Евреи совершенно не являются народом Божиим, происходят они от прокаженных египтян. Бог их ненавидит, а они ненавидят Бога. Он не принимает от них жертв, ибо евреи оскорбляют Его еще более, чем язычники. Иудеи совершенно не понимают етхого Завета, который фальсифицировали, одни лишь христиане в состоянии снова его очистить. Евреи не стремятся ни к духовности, ни к культуре, являются синонимом зла, порождениями сатаны, они аморальны, лицемерны, двуличны, лживы, ненавидят и пренебрегают неевреями». Христиане охотно подчеркивают, что «даже пророки осуждают евреев с антиеврейских позиций». И далее: «Одни лишь евреи распяли Христа. Не римские легионеры, а евреи мучали и издевались над Христом, оскорбляли Христа в час Его смерти. Так же как убили Христа, они охотно поубивали бы всех христиан. Между евреями и христианами не может быть никакого компромисса». Так писали не религиозные фанатики, а люди спокойные и благовоспитанные, такие, как Климент Александрийский, Ориген и Иоанн Златоуст.[23]

По мнению ранних отцов Церкви, антиеврейские трактаты которых формировали и христианскую мысль средневековья и нового времени, евреи навсегда останутся в состоянии рассеяния, будут блуждать по свету, лишенные родины, рабами других народов. Они никогда не смогут, говорил отец Церкви Иероним, отстроить заново свой Храм в Иерусалиме, никогда, писал учитель Церкви Иоанн Златоуст, не станут народом в своей стране, но и никогда не будут до конца уничтожены, оставаясь как бы живым доказательством «истины» христианства (св. Августин). На них будут исполняться слова убийц Христа: «Кровь Его на нас и на детях наших».[24]

Антиеврейские взгляды первоначально содержались только в трудах апологетов христианства. Начиная с IV века влияние их видно в церковном законодательстве. Евреи становятся «народом, виновным в преступлении» (Поляков). Высшее духовенство старалось испортить хорошие, как правило, отношения христиан и евреев. Как подчеркивает католик Кильхнер, «христиан подстрекали против евреев, делали безразличными к их судьбе сами пастыри». Собор в Эльвире (южная Испания) в 306 г. запрещает христианам под угрозой суровых наказаний есть и пить с евреями за общим столом, соглашаться, чтобы евреи благословляли поля христиан, заключать браки между евреями и христианами и даже под угрозой отлучения от общины запрещает любые контакты с евреями. Собор в Антиохии в 341 г. запретил совместное празднование Пасхи. Духовенству под угрозой ссылки и лишения сана запрещено было входить в синагогу. Позднее Церковь будет издавать и антиеврейские соборные декреты.

Под влиянием Церкви и мирское законодательство занимает антииудейскую позицию. До прихода к власти христианских правителей иудаизм была религией разрешенной; после поле его деятельности начинают ограничивать.[25] Декреты императоров содержали оскорбительные для евреев формулировки («негодная секта»), культ подлежал цензуре, проповеди были запрещены. Хотя антиеврейские указы издавали и кесари-язычники, христианские правители еще более их обострили. В 315 году Константин Великий назвал обращение в иудейство главным преступлением: в этом случае и «виновник» – еврей, и обращенный христианин наказывались смертной казнью. Это же грозило вступившим в смешанные браки: с 339 г. – еврейскому партнеру, а с 388 г. – обоим супругам. Сыновья Константина карали обращенных в иудейство конфискацией имущества, а брак еврея с христианкой, равно как и обрезание раба, – смертной казнью.[26] Позднее евреи лишились и равных с христианами гражданских прав: были ограничены их права в делах о наследстве, в выборе профессии, они не могли получать должности при дворе и в адвокатуре, а также служить в армии (404 г.) – закон этот просуществовал до XIX века. 438 г. евреи были признаны негодными к занятию вообще каких-либо должностей. Зато часто им навязывался так называемый декурионат, т. е. членство в городских советах. Даже небольшие проступки евреев наказывались потерей имущества или жизни.

Христианские императоры уже в IV в. преследовали евреев: вводили штрафы, ограничения в отношении завещаний, заключения браков, сопровождаемые, в случае их нарушения, конфискацией имущества и смертной казнью, применявшейся по отношению к евреям уже Константином еликим, Константином II, Феодосией I. Согласно Codex Theodosianus, евреи «ложно веруют и живут „наоборот“». Они нахальны, мерзостны, вредны, грязны, безнравственны, а их мировоззрение заразно, как смертельная болезнь. «Весь этот словарь личных оскорблений, как показывает сравнение материалов, относящихся к первым трем столетиям после рождества Христова, проникает в язык римского законодательства начиная со времен Константина» (Ленгенфельд). Императоры конца IV – начала V века, юридически не преследовавшие иудеев, часто были слишком слабы, чтобы противостоять христианам, грабящим и сжигающим синагоги. Усиление гонений было вызвано не расовыми, а экономическими причинами, но главное значение имели религиозные мотивы. первохристианские времена и в раннем средневековье антиеврейское законодательство имело исключительно религиозные обоснования. «Все авторы послеапостольских времен христианства считали, что „Израиль во все времена был псевдоцерковью или церковью сатаны“» (Гарнак).

Не будем пересказывать антиеврейские взгляды других светил Церкви (Афанасия, Амвросия и др.), влиявшие на дальнейшее развитие антисемитизма вплоть до уничтожения евреев в эпоху гитлеризма.[27]




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА, или Чем отличается... (Арба кушй

Ч. В., которые задает сын отцу во время Пасхального сейдера* — об особых обычаях, принятых в этот вечер. В трактате Пс...

ПАМЯТЬ (Зикарон, зехер)

Народу Израиля надлежит помнить свою историю. П. о некоторых событиях следует хранить в сердце, другие — вспоминать вслух, третьи мы по...

ПОСОЛ МЯСА (Млихат басар)

Тора запрещает употреблять в пищу мясо, пропитанное кровью. Поэтому Галаха предписывает определенную процедуру кашерования мяса. Прежде всего мясо промывают водой. Затем в ...