Сакральные тексты. Нэвиим и Кэтувим
Нэвиим
Правды, правды ищи. Второзаконие, 16:20
Книги Нэвиим (Пророки) и Кэтувим (Писания) признаются священными, поскольку их создавали авторы, наделенные руах акодеш (духом святости). Однако для иудеев эти тексты не столь святы, как Тора, написанная Моисеем, — только с ним Бог говорил без посредников, «лицом к лицу» (Исход, 33:11). По этой причине не принято класть книги Нэвиим и Кэтувим поверх Торы.
Книги Нэвиим расположены в следующем порядке:
1) Книга Иегошуа (в христианской традиции — Иисуса Навина);
2) Книга Шофетим (Судей);
3) первая Книга Самуила (первая Книга царств);
4) вторая Книга Самуила (вторая Книга царств);
5) первая Книга Мелахим (третья Книга царств);
6) вторая Книга Мелахим (четвертая Книга Царств);
7) Книга Исайи;
8) Книга Иеремии*,
9) Книга Иезекииля;
10) Терей-Асар (Книги 12 так называемых малых пророков).
Прорицатели, вестники грядущих событий, были весьма распространенным явлением в древнем мире. Но древнееврейские пророки мало чем походили на своих египетских, месопотамских или древнегреческих коллег. Если языческие оракулы представляли собой только предсказателей будущего или придворных вещателей, то в еврейском народе пророчество развилось до степени высокой духовной миссии. При этом оно не являлось созданием замкнутой эзотерической группы, но интегрировало в себя наиболее совершенные общественные, религиозные и моральные идеи, выработанные древнееврейским обществом в целом.
Тексты Нэвиим поражают мощью религиозного чувства и дерзновенным бунтарством против общепринятых условностей той эпохи. Пророки осуждают отступников, готовых поклониться влиятельным языческим богам и трепещущих перед военной силой великих держав (Египта* Ассирии, Вавилонии), ведут непримиримую войну против социального зла, неправедного богатства, угнетения бедных, лжи и ханжества. Духовные наставники Дома Израилева не стремятся к тому, чтобы охранять привилегии священнического сословия, а, напротив, бесстрашно обличают жрецов, преступивших Закон, не щадят царей и вельмож. Исайя, сын Амоца, обращаясь к народу от имени Бога, говорит:
«К чему мне множество жертв ваших... Я пресыщен всесожжениями... и когда вы умножаете моления ваши, я не слышу; ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь... Научитесь делать добро; ищите правды, спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову».
Книги Иегошуа, Шофетим, Самуила и Мелахим описывают историю еврейского народа после смерти Мо> исея до вавилонского изгнания:
- завоевание Ханаана;
- войны с сопредельными языческими народами;
- создание древнееврейского государства и избрание царя;
- строительство Иерусалимского Храма;
- разделение на два царства (Израильское и Иудейское);
- изгнание народа Израиля в Ассирию;
- разрушение Храма и вавилонское изгнание.
Хотя эти события изложены в форме захватывающего повествования, насыщенного яркими образами и драматическими эпизодами, их основное содержание — претворение в жизнь Завета, историческая реализация взаимоотношений между Яхве и Его народом.
Книги Исайи, Иеремии и Иезекииля, вместе с 12 книгами малых пророков, были созданы в период ассирийского нашествия и изгнания евреев Северного Царства. Иезекииль попал в вавилонское изгнание перед разрушением Иерусалимского Храма и там пророчествовал о нем евреям. Иеремия увидел гибель Храма своими глазами. Эти тексты концептуально объединяет идея кары, постигшей израильский народ за вероотступничество и идолопоклонство, и вера в грядущее восстановление Иерусалима, но уже как теократического государства с центром в новом Храме.
Кэтувим
Книги Эстер (Есфирь), Даниэля (Даниила), Эзры (Ездры), Нехемия (Неемии) содержат сюжеты, связанные с периодом персидского владычества.
Хроники (диврей аямим) дают обобщенную информацию относительно генеалогии еврейского народа, излагают и оценивают его историю — от Адама до возвращения из вавилонского изгнания.
Книга Псалмов представляет собой свод 150 гимнов, прославляющих Яхве. Авторство большинства из них приписывается Давиду; Талмуд называет также 10 других псалмопевцев.
Книга Притчей Соломоновых обращена к молодому читателю и содержит отеческие наставления о том, как жить достойно, усвоив «правила благоразумия, суда и правоты». Назначение притч, по словам автора, состоит в том, чтобы «простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность».
Книга Иова повествует о праведнике, преданность которого Бог подверг тяжелейшим испытаниям. Один из важнейших выводов этой книги заключается в том, что страдание не обязательно является следствием греха.
Книга Экклезиаста — философское рассуждение о смысле жизни и неизбежности смерти, облеченное в форму скорбных сентенций о греховных наклонностях человека и тщетности всех его усилий. Стремление к богатству или власти есть «суета и томление духа», ибо «все произошло от праха, и все возвратится в прах». Автор противопоставляет всесилие Господа ограниченности человеческих возможностей и приходит к выводу о необходимости бояться Бога и соблюдать заповеди, данные Им, «ибо всякое дело бог приведет на суд».
Книга Руфь рассказывает трогательную историю моавитянки, жившей в Вифлееме в эпоху Судей. Руфь вышла замуж за еврея и вошла в его семью, но потом овдовела. Оставшись единственной опорой свекрови, она отказалась покинуть старую женщину, сказав: «Народ твой будет моим народом, и твой Бог будет моим Богом». Пройдя через унижение и нищету и безропотно выдержав все испытания, моавитянка в конце концов вышла замуж за богача Вооза — представителя вифлеемской знати. Ее правнуком стал библейский царь Давид (из рода которого, согласно традиции, придет Мессия).
Плач Иеремии — одна из самых трагических по звучанию книг Танаха, оплакивающая разрушение Иерусалима и Первого Храма. Горе, постигшее народ, осознается как наказание, посланное Израилю «за грехи лжепророков его, за беззаконие священников его». Плач завершается скорбными вопросами, обращенными к Яхве: «Для чего ты совсем забываешь нас?.. Неужели ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?»
Песня Песней (Шир Аширим) Соломона — перл эротической лирики, быть может, лучшее из того, что было когда-либо написано в этом жанре. Еврейская традиция трактует Шир Аширим как аллегорию взаимной любви Бога и народа Израиля. Однако менее ортодоксально настроенный читатель увидит в такой трактовке некоторую натяжку. Песня Песней — диалог царя с возлюбленной, красавицей Суламифь, выражающий все оттенки восторженного «земного» чувства и ничем иным, кроме имени автора, не связанный с содержанием и общим звучанием Танаха. Возможно, Шир Аширим был включен в состав священных книг просто потому, что это был самый надежный способ сохранить для потомков шедевр древней еврейской поэзии.
Масоретский кодекс Танаха (библейский канон) был окончательно установлен незадолго до начала нашей эры. Некоторые произведения не были включены в его состав, хотя в то время уже были широко распространены в народе (как, например, притчи Бен-Сиры). Благодаря тому, что все вошедшее в канон было объявлено священным, текст Танаха сохранился в основном без изменений, что увеличивает его ценность не только для верующих, но и для историков и религиоведов.
Усиление эллинистического влияния после завоевания Палестины Александром Македонским (322 г. до н. э.) привело к тому, что многие евреи, расселившиеся в странах Восточного Средиземноморья, хорошо владели греческим языком, но не знали языка Торы — иврита. В этих условиях возникла необходимость перевода Танаха на греческий. По преданию, перевод был осуществлен 70 учеными Египта. Танах на греческом получил название Септуагинтом.
Читайте: |
---|
Обряды иудаизма:
Мезуза![]() «Да будут слова эти, которые я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем... И напиши их ... |
Ханука в 2013 годуХанука представляет собой еврейский праздник свечей. Свечи на Хануку зажигают каждый день в честь чуда. ... |
Основа религии
Энциклопедия иудаизма
Новости:
Находки на Храмовой Горе![]() Обнаружение артефактов времен Первого храма во время проведения ремонтных работ на Храмовой горе в разгар ис... |
Как выбрать одеяло?![]() Каждый человек должен сам выбрать для себя самое идеальное одеяло. Некоторым нравятся невесомые модели, другие ... |
В чем заключается суть религии![]() Вообще, евреи воспринимают иудаизм не как религию, для них это, по сути, полноценный образ жизни. Кс... |