Рабби Шнеор Залман

News image

Хасидизм быстро развивался как движение и приобретал все больший вес. Ру...

Рабби Йеуда хаНаси

News image

Раби Йеуда, прозванный Святым, сын раббана Шимона бен Гамлиэль. Жил во...

Рав ЙОСЕФ бар ХИЯ

News image

Рав Йосеф бар Хия (в Талмуде назван просто «рав Йосеф»; ум...



Бубер М. Десять ступеней. Хасидские высказывания

бубер м. десять ступеней. хасидские высказывания

Почему мы говорим: Бог наш и Бог отцов наших ?

Есть две категории людей, верящих в Бога. Один верит, ибо воспринял веру своих отцов и вера его несокрушима. Другой пришел к вере путем размышлений и учебы. Различие между ними таково: преимущество первого в том, что какие бы аргументы ни приводились против его веры, она не может быть потрясена - его вера непоколебима, ибо воспринята от предков. Но есть в ней один недостаток: эта вера внушена человеком и приобретена без самостоятельного изучения и размышлений. Преимущество второго состоит в том, что он пришел к Богу в процессе длительных размышлений и достиг веры самостоятельно. Но и здесь существует изъян: легко потрясти эту веру, опровергая ее какими-либо доказательствами. Но человек, который почерпнул свою веру из двух источников - неодолим. И посему мы говорим Бог наш , памятуя о нашем личном опыте и Бог отцов наших , обращаясь к традиции.

В этом же заключается и объяснение тому, что мы говорим Бог Авраама, Бог Ицхака и Бог Яакова , но не Бог Авраама, Ицхака и Яакова . Ибо мы знаем, что Ицхак и Яаков не только восприняли традицию Авраама, но и сами искали Бога.

ВИДЕТЬ И ВЕРИТЬ

Написано: И увидел Израиль силу великую *, и далее: ...и уверовали в Бога, и в Моше, служителя Его . Вопрос: почему так сказано? Ведь так или иначе, вопрос о вере может быть правомочен лишь до того, как Израиль увидел .

Ответ: вы ошибаетесь. Только после этого может быть поставлен правильный вопрос. Созерцание великой силы не означает, что можно обойтись без веры. Ибо только после видения можно осознать, что означает недостаток веры, и почувствовать, как она необходима. Способность увидеть великую силу означает начало веры в то, что невозможно увидеть.

НАЧАЛО ОБУЧЕНИЯ

Раби Бунем начинал учение с таких слов: Мы благодарим Тебя, Который является источником благословения за то, что Ты явный и сокровенный . Затем он продолжал: Бесстрашный человек должен чувствовать Бога так же, как он чувствует свое место в жизни. И точно так же, как он не может вообразить себя вне своего места в мире, ему необходимо со всей ясностью понять, что Бог есть всеобъемлющая основа мироздания. Но, в то же время, он должен сознавать, что Он есть сокровенная жизнь, наполняющая мир .

ВЕЗДЕ

Бог говорит человеку так же, как Он сказал Моше: Сними обувь твою с ног твоих - стряхни обыденность, которая сковывает твою сущность, и ты узнаешь, что место, на котором ты сейчас стоишь, - святая земля. Ибо нет ступени бытия, где бы не было Божественного присутствия - везде и во все времена.

КАК БОГ СКРЫВАЕТ СВОЙ ЛИК

Бог скрывает Свой лик двумя способами. Один путь - это когда Бог скрывается так, что очень трудно обнаружить Его, и все-таки тот, кто знает, что Бог скрывается, способен приблизиться к Нему и найти Его. Иной путь - когда Бог утаивает от человека сам факт того, что Он скрылся, и потому ищущий, который столь мало знает о Боге, не может найти Его. Это как раз тот случай, к которому относятся слова: Я совершенно скрою лик Мой . Бог окружает тайной сам факт Своего сокрытия, и тогда тот, кто ищет, не осознает Его - сокровенного.

ПАСТЫРЬ ЗДЕСЬ

Написано: Я видел весь Израиль, рассеявшийся по горам, как овцы без пастыря . Это не означает, что пастырь покинул стадо. Пастырь здесь. Но иногда он исчезает из пределов видимости и, конечно, для овец - Он отсутствует, ибо они не видят Его.

ВНЕ ВРЕМЕНИ

Разум человеческий недостаточно велик, чтобы понять, что Бог существует вне времени. Но ты должен понять, что время существует лишь потому, что мы не в состоянии понять и постичь его. Для величайшего из нас большая часть времени ускользает. Во сне мы живем 70 лет и, проснувшись, обнаруживаем, что прошло лишь четверть часа. В нашей жизни, которая протекает как сон, мы прозябаем 70 лет и наконец пробуждаемся для великого сознания того, что прошло четверть часа. С нашим ограниченным сознанием мы никогда не можем усвоить того, что были бы способны постигнуть, обладая восприятием иного порядка. Истинное знание - вневременное.

Когда Машиах уразумел то, что он познал со дня сотворения мира, и вынес то, что он испытал, Господь сказал: Ты - Мой сын, в этот день Я породил тебя *.

КТО ЗНАЕТ ЧИСЛО ОДИН ?

Так сказал раби Моше из Кобрина относительно первого вопроса игры загадок в конце пасхальной Агады: Про число один кто знает? Про один - я знаю .

- Кто знает про один ? - спрашивает он. Кто может знать Единого? Ведь даже ангелы спрашивают: Где место обитания славы Его? И все-таки - Я знаю один . Ибо, как сказал мудрец: Где я найду Тебя?.. А где я не найду Тебя И ангелы отвечают: Вся земля полна славы Его . По делам Его во мне, я знаю Единого.

СУПЕРВОР

Для всякого замка есть свой ключ. Но есть суперворы , которые знают, как вскрывать замки без ключей: они разбивают запоры. Так всякая тайна мира может быть разгадана соответствующим ей осмыслением. Но Бог любит такого вора : я имею в виду человека, разбивающего свое сердце для Господа.

ДВА ВИДА СТРАХА

Вопрос: когда народ Израиля стоял у подножия горы Синай, сказали они Моше: Говори ты с нами... и пусть не говорит с нами Всесильный, а то мы умрем . И Моше ответил: Не бойтесь . А затем продолжал говорить о том, что Бог явился чтобы страх Его был перед лицами вашими, дабы вы не грешили . Разве нет здесь противоречия?

Ответ: Не бойтесь означает, что ваш страх, страх смерти - не тот страх, которого Господь ждет от вас. Он желает, чтобы вы боялись Его, страшились Его величия и не впадали в грех, который уводит вас от Него.

НАШ ПОЗОР

Наш позор в том, что кроме Бога мы страшимся еще кого-то. Именно это сказано о Яакове: И весьма устрашился Яаков, и страдал он . Мы должны страдать от нашего страха перед Эйсавом.

ОДИНОКОЕ ДЕРЕВО

Когда я гляжу на мир, мне иногда представляется, что человек подобен дереву в пустыне, и у Бога нет никого, кроме одного этого человека, а человеку не к кому обратиться, помимо единого Бога.

ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ

Вопрос: почему написано: В день, когда Бог создал человека , а не в день, когда Бог создал человечество?

Ответ: ты должен служить своему Создателю так, словно на земле есть лишь один человек - ты сам.

РАЗДЕЛЯЮЩАЯ СТЕНА

В Писании мы читаем: Я стоял между Господом и вами . Это я стоит между Богом и нами. Когда человек говорит я и злоупотребляет словом своего Создателя, он отвращает себя от Него. Но нет разделяющей стены пред тем, кто жертвует своим я . Это о нем написано: Я принадлежу возлюбленному моему, и ко мне обращено желание его . Только когда мое я принадлежит моему возлюбленному, Его желание обращено ко мне.

КОГО МОЖНО НАЗВАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ?

В Торе мы читаем: Когда человек хочет принести жертву Господу... Только того, кто приносит себя в жертву Богу, можно назвать человеком.

УЧЕНИК

Раби Пинхас сказал: Как только я начал по-настоящему служить моему Создателю, я не прилагал усилий, чтобы получить что-либо, но лишь принимал то, что Бог давал мне. Потому что ученик - это тьма, поглощающая все лучи света .

СВЯТОЕ ОТЧАЯНИЕ

В псалме мы читаем: Доколе мне слагать в душе моей советы, в сердце моем томление ежедневно?

До тех пор, пока не перестану я обращаться к моей душе, будет печаль в моем сердце - день за днем. Только когда я осознаю, что никакие советы не смогут помочь мне, и я отброшу их и пойму, что никто не окажет мне поддержки кроме Бога, - только тогда я буду удостоив помощи.

ТЕНЬ

Человек сам источник всех своих бед, хотя свет Господен изливается на него постоянно. Но физическое существо человека отбрасывает тень, и потому свет не может достичь его.

ДВА ВИДА ЛЮБВИ К БОГУ

Есть два вида любви: любовь человека к жене - та любовь, которая проявляется вдали от посторонних глаз, ибо проявиться во всем совершенстве она может лишь в месте, где нет чужих; но есть любовь к братьям, сестрам и детям - любовь, которая не нуждается в тайне.

И есть два вида любви к Богу: любовь, воплотившаяся в учебе и молитве, наполненная заповедями и обнаруживающая себя в тишине, вдали от мирской суеты, вопреки искушениям гордыни; и есть любовь, которая являет себя в собрании других человеческих существ, там, где человек слушает и говорит, дает и берет, и, в глубине души, остается верным Богу. Эта любовь стоит на ступени более высокой, чем другие, и именно о ней мы читаем: О, если бы ты был мне брат, сосавший грудь матери моей! Тогда я, встретив тебя на улице, целовала бы тебя, и меня не осуждали бы .

ЭТО Я

Написано: Я - Господь, Бог твой, Который вывел тебя из страны Египетской . Вопрос: почему не сказано: Я - Господь, Бог твой, Который создал небо и землю ?

Ответ: Небо и земля? Тогда человек мог бы сказать: Небо - это слишком много для меня! . Поэтому Бог говорит человеку: Я - Тот, Кто вытащил тебя из скверны. А теперь иди сюда и слушай Меня!

ДВА ВИДА ЛЮБВИ БОГА

Два проявления любви: один человек любит все, чтобы ни сделал или сказал его умный сын, и гордится его мудрыми делами и разумными речами; другой любит своего сына таким, каков он есть, невзирая на его слова и поступки. То же самое можно сказать о любви Бога к человеку. Когда испытанный и убежденный человек творит добро мудро и добросовестно, Бог любит его деяния и присутствует во всех делах его, и, таким образом, материальное бытие Вселенной направляется к Богу. Но когда испытанный и убежденный человек прилепляется к Богу всем своим существом, тогда Бог любит его, даже если тот не трудится разумно и добросовестно, но идет своим путем в простоте душевной и остается верным Богу. Бог любит его именно за это. И посему духовный мир космоса поднимается именно к Богу.

ЛИТЫЕ БОГИ

Написано: Богов литых не делай себе .

Думая о Боге, ты должен мыслить действительно о Нем, а не о литом идоле, которого ты сотворил собственным воображением.

МЫ ПРИДАЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБРАЗ БОГУ

Наши мудрецы говорят: Знай, что над тобой... Раби Авраам-ЙегошуаТешель из Апты (Опатува) толковал эти слова следующим образом:

Знай, что над тобой . Но что это, что над тобой? Пророк Йехезкель сказал: И над образом этого престола - образ, подобный человеку, сидящему на нем . Как можно сказать такое о Боге? Разве не написано: И кому уподобите вы Меня, чтобы Я сравним был с ним? . Но правда заключается в том, что образ, подобный человеку , создан нами. Это образ, который мы создаем, когда служим с открытым и пылким сердцем. Такое служение придает человеческий образ нашему Создателю, Которому нет равного и подобного; это придает Ему, благословен Он и благословенно имя Его, подобие человека. Когда человек щедро раздаривает любовь, он способствует проявлению правой руки Бога. Когда человек борется во славу Божию и рассеивает зло, он содействует созиданию Его левой руки . Тот, кто над тобой на троне, - Его образ - это твоя работа.

С БОГОМ

Ты должен помнить, что любой твой шаг вдохновляется волей Создателя. Вот почему написано: С Богом шел Hoax . Всякое действие является следствием Божественной воли. Hoax прилепился к Господу с такой преданностью, что ему казалось - куда бы он ни шел, Бог передвигает его ноги. И на каждом шагу ему казалось, что Бог пред ним и направляет его как отец, который учит свое дитя ходить. И когда отец уходит вперед, ребенок понимает, что это делается для его же блага.

СИМВОЛЫ

Весь этот мир служит покровом для нижней ступени святости, ее основания, как сказано: А земля - подножие ног Моих . Бог ограничивает добро, которое у Него безгранично, сужает его и фокусирует на материальный мир, в котором обитает человек. Он наделяет каждого человека мыслью, словом и делом, в зависимости от дня, места и личности и укрывает там образы, чтобы они вели людей к служению Ему.

Поэтому человек должен углубиться в процесс познания символов, скрытых в мысли, слове, деле и во всём, что даровано ему, в особенности в трудах и делах его и во всем, что Бог предписывает ему день за днем.

О СКРЫТНОСТИ

Бывает, человек лежит в постели, и домочадцы думают, что он спит, однако он проводит этот час наедине со своим Создателем, благословен Он. Если бы очи его разума могли видеть своего Создателя, будто Он - некое человеческое существо, то это означало бы достижение очень высокой ступени. И пусть это западет тебе в сердце: если все время ты проводишь с чистыми мыслями, Создатель тоже обратит на тебя свой взор, будто Он - человеческое существо.

ВЕРА

Вера - великое качество. И если человек обладает простой, бесхитростной верой, которая не поддается рациональному объяснению, он может достичь той ступени Божественного благоволения, которое даже выше, чем ступень святой мудрости. В блаженной тишине он будет удостоен великой и необъятной Божественной милости до тех пор, пока не сможет более выносить величия этого безмолвия и закричит из глубины своей души.




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

МЯСО В МОЛОКЕ (Басар бе-халав)

Три раза предостерегает Тора*: Не вари козленка в молоке его матери . Дважды в книге Исход, при упоминании о пе...

ШАВУОТ (ПЯТИДЕСЯТНИЦА)

Книга Исход особенно подчеркивает земледельческий характер трех праздников — регалим *: Песах*, Шавуот* и Суккот*. Праздник Песах Тора* называет пр...

МАЦА (Опресноки)

Лепешка из пресного теста. Тора обязывает нас есть М. в ночь на пятнадцатый день месяца Нисан*. Это самостоятельная мицва*, помимо пасхальной же...