Раби Акива (? - 135 г. н.э.)

News image

Образ раби Акивы давно превзошел по масштабу его историческую фигуру. Во...

Рабби Шнеор Залман

News image

Хасидизм быстро развивался как движение и приобретал все больший вес. Ру...

Добрая еврейская волшебница

News image

Сложно и странно устроена человеческая память. Люди, о которых помнят до...



Рабби Шимон бен Халафта

рабби шимон бен халафта

Рабби Шимон бен Халафта – один из законоучителей переходного времени между таннаями и амораями. Он жил в Эйн-Тине, селении близ Ципори, где пребывал его учитель, рабби Йеуда а-Наси. Рабби Шимон был очень беден, и его учитель часто оказывал ему материальную помощь (Рут Рабба 5, 7).

Рабби Шимон бен Халафта много занимался наблюдением над жизнью животных, а также опытами, так что ему дано было прозвище аскан бэ-дварим, т. е. экспериментатор. Рассказывают, что он, желая доказать, что птица, потерявшая перья, может жить и, следовательно, пригодна к употреблению, обеспечил курице, потерявшей крылья, соответствующий уход, оберегая её здоровье, пока не выросли новые перья (В. Талмуд, Хуллин 57б). Другую курицу он вылечил, связав камышом вывихнутую бедренную кость (В. Талмуд, Хуллин 57б).

Имя рабби Шимон бен Халафта часто упоминается в Агаде, где приводятся сравнения, к которым он прибегал, толкуя Тору. Закон о том, что обрезание должно предшествовать вкушению от пасхальной жертвы, он поясняет с помощью следующего сравнения: «Один царь устроил пир, на который разрешил явиться только тем, кто имел его печать. Так и Всевышний устроил праздник в память освобождения от египетского рабства и позволил участвовать в нём только тем, кто носит на своём теле печать Авраама» (Шмот Рабба 19, 6).

Отношения между Всевышним и Израилем он описывает с помощью следующей притчи: «Один царь взял в жены женщину, принесшую ему два драгоценных камня в качестве приданного. Он сам прибавил к ним ещё два алмаза. Но когда женщина потеряла те два камня, что принесла с собой, царь взял назад и те два камня, что он ей дал. Когда же она нашла свои потерянные камни, царь вернул ей и свои алмазы и сделал из всех камней подарок для неё. Точно так же и Израиль принёс в дар Б-гу драгоценные камни, полученные им от Авраама – добро и правосудие (цдака у-мишпат), а Б-г прибавил два камня – милость и сострадание (рахамим вэ-рихамха) (Дварим 13, 18). Когда Израиль потерял добро и правосудие (Амос 6, 12: «А вы превратили правосудие в яд, а плод милосердия – в (горечь) полыни», афахтэм лэ-рош мишпат у-фри цдака лэ-лаана), Б-г отнял милость и сострадание (Ирмияу 16, 5: «…ибо отнял Я у этого народа… благосклонность и милосердие», эт а-хэсэд вэ-эт а-рахамим). Но когда к Израилю вновь возвратится то, что он потерял (Йешая 1, 27: «Цийон искупится правосудием, а раскаявшиеся его – добром», Цийон бэ-мишпат типадэ вэ-шавеа би-цдака), Б-г также вернёт то, что Он отнял (Йешая 54, 10: «Ибо горы сдвинутся и холмы зашатаются, а милость Моя не отступит от тебя…, – сказал милующий тебя Господь», вэ-хасди мэ-итха лё йамуш…мэрахэмха а-Шем), и сделает из этих четырёх драгоценностей корону для Израиля».




Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Иудаизм сегодня

Молчание – золото

News image

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо пояснить, что под злословием в Устной Торе понимаются не просто распространение недостоверных или ло...

Авторизация



Великие иудеи

БЕННИ ГУДМЕН

News image

Известный в народе как «король свинга» (а среди музыкантов его эпохи по инициалам «БГ»), Бенни Гудмен был больше чем просто ве...

БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ

News image

Подобно богатому банкиру Сидонии из его романов «Конингсби» и «Танкред» Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, первый еврей — премьер-министр Англии, был си...

БАРУХ ДЕ СПИНОЗА

News image

Во времена Рембрандта жил в Амстердаме скромный и вежливый юноша, изучавший талмудистский закон и Священное Писание. В возрасте же двадцати че...

Справочник иудаизма

ИЗРАИЛЬ (Исраэль)

I. Имя праотца Яакова*. II. Еврей, не являющийся ни потомком левитов*, ни потомком Когенов* (по мужской ли...

КАНУН ПРАЗДНИКА (Эрев хаг)

В соответствии с законами Торы*, евреи считают началом суток заход солнца, а заканчиваются сутки - с заходом солнца на следующий де...

ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ (Тхият hа-метим)

Последняя из тринадцати основ веры, сформулированных Рамбамом*, гласит: Я верую полной верой, что будет воскресение мертвых, когда изъявит желание Тв...